Как вы себе представляете нищие кварталы? Свисающими как гроздья винограда над городом бразильские фавелы или изрисованные дурацкими граффити кирпичные районы с заколоченными окнами? А может бедняки жили в пряничных домах, вышедших из сказки? Давайте прогуляемся по бременскому кварталу бедняков и посмотрим на одну из главных достопримечательностей города. Начнем правда как всегда издалека.
Практический каждый знает, что в России есть золотое туристическое кольцо, по которому возят впечатлительных туристов, попутно угощая сушками с чаем и рассказывая про широкую русскую душу, при этом ослепляя блеском позолоченных куполов и завывая в уши «это и есть Русь». В Германии же есть нечто подобное, и практически каждому туристу рекомендуют промчаться немецкой дорогой сказок, которая проложена по легендарным местам тех самых Братьев Гримм.
2.
Эта дорога берет свое начало в гессенском городе Ханау, где и родились известные авторы, а дальше через всю страну купивших билеты везут на север, мимо замков Белоснежки и Золушки, мимо башни Рапунцель, по пути заезжая в Сабабург, где своим страстным брежневским поцелуем будил спящую красавицу принц. Не обходят стороной Крысолова из Гамельна, госпожу метелицу - хозяйку гор Хоэр-Майснер, ну и Швальм вам обязательно напомнит о Красной Шапочке и оголодавшем волке.
3.
К чему же я клоню? Да к тому, что заканчивается весь маршрут в Бремене, куда с надеждой о лучшей жизни и шли известные бродячие музыканты. Так давайте вместо них прикоснемся к манящему волшебству сказочной Германии и попробуем на вкус пряничную Европу. Если о влиянии животных с пенсионным билетом на молодежь Советского Союза я рассказал в предыдущем немецком посте, то в в этом пора поговорить про иные декорации, которыми и выступает древний район Шнор!
4.
Не тот Шнур, что со своих стадионных концертов заставлял всю страну прудить в лабутены и прикладываться к бутылке при виде слова Питер, а другой. Ибо район Schnoor, о котором мы сегодня с вами и поговорим, в дословном переводе с нижненемецкого диалекта означает «шнурок». Кто-то из местных говорит, что это из-за узких улиц, которые извиваются веревочкой на карте Бремена, кто-то более романтичный добавляет «так еще и домики насажены на веревочку как бусинки на ожерелье» и радостно хлопает в ладоши.
5.
Иные же немцы черпают происхождение названия из истории. Бремен был портовым городом, куда с радостью заходили моряки в надежде на кружку достойного напитка и теплую кроватку. Поговаривают, что в итоге именно шкиперы и моряки отстроили этот район. Сами жили на верхних этажах, а на первых находились не только питейные заведения, радовавшие душу моряка, но и торговые лавки, которые в первую очередь торговали корабельными снастями. Говорят, особо ловкие тут плели корабельные канаты - шнуры, от которых и пошло название всего района.
6.
Хотя от такой банальной информации, описанной в каждом путеводителе, скучающий читатель эту самую веревку натирает мылом, намекая, что готов удавиться от наплыва исторических фактов. «Меньше разговоров, больше смысла, Алькопончик. Зачем нам туда идти?». Понимаете, вылизанный до пряничного туристического лоска район не всегда был таким. Представляете, в первой половине прошлого века это было местное гетто, в котором проживали низшие слои бременского населения, нужду справляли за фахверковым углом в узком переулке и били в морду заскочившему на огонек буржую, ну а в городе это неблагополучное место называли не иначе как «квартал бедняков».
Возможно отголоском той эпохи пред вами предстанет один из местных памятников, которых тут просто уйма. Бременский нищий - именно так называется скульптура, посвященная прогуливающемуся по району бедняку, выпрашивающему мелочь или заплесневелый кусочек хлеба.
7.
Хотя и мимо трагического события развернувшегося в этом квартале Бремена проходить не стоит, ведь 9 ноября 1938 года по всей Германии произошло событие, описанное историей как «хрустальная ночь». Пускай это звонкое название не пытается вас настроить на положительную волну, ведь речь пойдет о геноциде евреев. В ту роковую ночь начали поджигать синагоги по всей стране, не стала исключением и расположенная в Шноре. Ну а нацистские солдаты в свете такой пылающей подсветки разбивали окна, врывались в еврейские дома и выгоняли беззащитных людей на улицу.
8.
Вторая Мировая Война нанесла серьезный отпечаток на весь Бремен, но удивительно, что самого Шнора это практически не коснулось, и его не приходилось восстанавливать из руин. Поэтому для Германии сохранившийся район - редкость. Хотя его могло смыть под натиском процветавшего потом конструктивизма с желанием перестроить все, что только возможно. Но появившиеся в шестидесятые годы умельцы из строптивого отряда художников решили затеять реставрацию всего квартала и не дать его снести. Благо их идею поддержало и правительство.
9.
В итоге все переросло в средневековую жемчужину, где стилизованные кованные вывески стараются передать ушедшую атмосферу, а разноцветные стены старинных домов с красными черепичными крышами лезут открытками во влюбленные туристические глаза, дергая заглянувшего путника за язык и воспроизводя на свет впечатлительное «Ах».
10.
Фото с сайта https://rememberingletters.wordpress.com/
Именно поэтому я рекомендую не обходить это место стороной и обязательно заглянуть на огонек. В одном из местных ресторанов мы даже пообедали, вкусив и местной бременской колбаски. Причем это не тот продукт полный шпика, которым нас стараются кормить русские мясоделы. Традиционную бременскую колбаску делают из говяжьей печени, свинины, овса и различных специй, что категорически отличается от бременского калачика на наших полках. Ну а гарниром к ней пошла не только картошка, но и местная зеленая капуста с колбасой пинкель. Кстати, именно это блюдо можно назвать отражением всей бременской кухни. Не высокой, но довольно сытной.
11.
Хотя про гастрономическую Германию мы еще поговорим отдельно...