На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Краски мира

18 386 подписчиков

«Что делать с этой сволочью?» Подлинная история «нехорошей квартиры» Булгакова

«Мастер и Маргарита» — известнейшее произведение русской литературы. В нем Булгаков помимо прочего описывал обиталище Воланда, которое реально существует и притягивает к себе множество поклонников творчества великого писателя.

Дом на Большой Садовой

«Нехорошая квартира», — так описывает писатель коммунальную квартиру № 50 в доме с адресом Москва, Садовая, 302-бис. По сюжету в ней поселился сам Сатана со своей свитой.

Вымышленный адрес

Книжная выдумка на самом деле находится в Москве по адресу Большая Садовая 10, квартира 50. Здесь жил сам Михаил Булгаков со своей женой Татьяной с 1921 по 1924 годы.

Дом построили по проекту архитекторов Эдмунда Юдицкого и Антонина Милкова в 1903 году для богатого купца Илья Пигита. По традиции того времени его так и назвали — «дом Пигит» (без склонения).

Здание состояло из жилых корпусов и художественных мастерских, имело вид трапеции, в центре которой располагался дворик с фонтаном. Перед домом был разбит палисадник.

Построен дом был для сдачи квартир состоятельным интеллигентам. В квартирах было по 5-6 просторных комнат, а сам Пигит жил в 10-комнатной квартире. Часть здания оборудовали под общежитие для студенток Высших женских курсов, комнаты которого обладали меньшими удобствами. Таковой и была квартира № 50.

Со становлением советской власти дом превратили в рабочую коммуну, в которой жили рабочие типографии Ивана Машистова. В эту компанию попал и великий писатель, когда он переехал с юга страны в Москву.

Переезд в столицу и мучительные поиски жилья Булгаков описал в рассказе «Воспоминания», написанном по поводу смерти Ленина. Писателю повезло, так как брат жены уезжал в Киев и разрешил поселиться родственникам в своей комнате. Это была та самая квартира № 50.

Жена Михаила вспоминала проблемы, связанные с легализацией в новом жилье:«...В домоуправлении были горькие пьяницы, они все ходили к нам, грозили выписать брата Андрея и нас не прописывали, хотели, видно, денег, а у нас не было».

В то время Булгаков успел устроиться на работу в литературный отдел Главполитпросвета, который возглавляла Крупская. Жена вождя помогла писателю прописаться по новому адресу.

Хотя литератор всё же был недоволен квартирой. Ее потолок он описывал так:«Правда, это отвратительный потолок — низкий, закопченный и треснувший, но все же он потолок, а не синее небо в звездах над Пречистенским бульваром».

Но главной проблемой драматурга были соседи. Большинство из них были алкоголиками, которые устраивали пьяные драки и днем, и ночью. Булгаков в своих воспоминаниях писал: «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру».

Друг Булгакова по гимназии сочувствовал ему и также вспомнил досадный эпизод из жизни творца в этой квартире: «Соседи Булгакова привезли из деревни петуха. Он смущал Булгакова тем, что пел ночью без времени. Жизнь в городе сбила петуха с толку».

В рассказе «Самогонное озеро» писатель описывает своих соседей. Через стенку от них жила 23-летняя безработная Евдокия, которая занималась проституцией. К ним нередко стучали ночью со словами: «Дуся, открой!». Жена Михаила отвечала:«Рядом».

Роковая Аннушка

В «Самогонном озере» впервые появляется Аннушка, которая потом фигурирует в множестве произведений писателя. Это была его соседка, 53-летняя Анна Фёдоровна Горячева, находящаяся на иждивении у мужа.

В «Мастере и Маргарите» она разбивает банку с подсолнечным маслом. В рассказе «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» она и вовсе сжигает весь дом. В произведении писатель описывает жильцов своего дома.

Кульминацией рассказа стала фраза Аннушки, которая отображает отношение Булгакова к пролетариату: «Люди мы темные. Темные люди. Учить нас надо, дураков...»

Этот злополучный дом драматург сжигает в своих произведениях несколько раз, что, несомненно, отображает его реальное отношение к соседям.

В 1924 году Булгаков переехал в другую комнату того же дома. В новой квартире жила богатая супружеская пара Монасевичей. Впрочем, долго он там не прожил, ведь он завел роман с другой женщиной и вскоре навсегда покинул дом на Большой Садовой, переехав к новой пассии.

Тем не менее, именно в этом доме началась литературная карьера Булгакова. Здесь он написал свою знаменитую «Белую гвардию».

После смерти писателя в 1940-м дом стал понемногу пустеть. До краха СССР в нем была коммуналка. В 90-х тут ненадолго обосновалось инженерное бюро.

Еще в 70-х молодежь прознала о том, что в этом доме проживал великий писатель. Парни и девушки устраивали в нем посиделки под гитару и обрисовывали стены граффити.

В 90-х тут любили собираться рок-музыканты. Даже устраивали импровизированные концерты.

Постепенно дом превратился в настоящий притон. Неформалы и хиппи, которые там проживали, однажды устроили нешуточный пожар. После этого случая милиция выселила всех нелегальных жильцов из этого дома.

В 2000-х Фонд имени Булгакова боролся за то, чтобы создать в первой квартире писателя музей. В 2007 году они добились своего. Первый московский приют, столь нелюбимый писателем, стал государственным музеем, который носит его имя. Он, несомненно, оценил бы эту иронию.

источник

Картина дня

наверх