Матушка Шиптон, самый знаменитый образ ведьмы в Британии, при рождении получила имя Урсулы и запомнилась людям на многие столетия. Эта история началась в далеком 1488 году. Её мамой была Агата Саусэйл, и малютка Урсула родилась незаконнорождённой, когда её матери было всего 16 лет. Со слов очевидцев, малышка родилась демоном сразу. У неё был полный набор коренных зубов, с выраженными резцами и клыками. Голова была гротескно большой, с впалыми щеками, конечности были скрюченными, а глаза светились подобно красным углям в раздутой печи. И это всё только во младенчестве.
1488-ой год в Англии — это эпоха правления Генриха 7го. Агата родила дочь в пещере, где ютилась сама. В день её рождения в окрестностях бушевала сильнейшая гроза. Окрестности живописны до сих пор: неподалеку от пещеры протекает река Нидд, а по другую сторону реки, возвышаясь над обрывами стоял древний замок Кнаресборо. Крутые берега реки изобилуют ключами и выходы слюды. В тот день пахло серой.
Следующие пару лет, молодая мама была вынуждена воспитывать дочь в пещере, не имея другого жилья. Позднее, в попытке узнать кто отец ребёнка, Агату представили перед местным магистратом (судом), но ответа так и не последовало. Вместо этого женщина умело парировала обвинения в проституции и незаконно рождении тем фактом, что и у самого судьи – двое служанок беременны от него самого и растят бастардов. Агата была сослана в женский монастырь, в попытке очистить её жизнь и душу от греха и сплетен, следующих за ней. В монастыре же она и умерла.
И до этих событий Агату в народе называли «ленивой и праздной бабой». Видимо эти оскорбления шли от того, что женщина отказалась от работы прачкой или кухаркой, предпочитая случайные заработки и занятие проституцией – изнуряющему труду. Одна из знакомых Агаты позднее рассказывала, что ребёнок у неё от странствующего чародея. Обворожительный юноша встретил её на берегу, когда она стирала бельё. Он навещал её какое-то время и Агата говорила, что он был ужасающе красив, а его прикосновения были холодны как лёд. Но никто кроме Агаты его не видел.
Надо ли говорить о том, что с такой внешностью, и слухами окружившими её и её мать с рождения, маленькая Урсула росла практически в полном одиночестве, по долгу гуляя одна в лесу Йоркшира, много времени играя сама с собой и проводя время в пещере неподалёку, где она родилась.
По описаниям современников, она с малых лет имела крайне уродливую «старушью» внешность. Огромный крючковатый нос, костлявые искривленные руки, горб. Лицо её было покрыто страшными бородавками. Из-за особенностей внешности Урсула была вынуждена одеваться соответственно, использовать трость или посох.
Неподалеку от пещеры, где родилась Урсула находился древний колодец. Которому и до её рождения приписывали мистические свойства, а люди приходили испить воды из него, дабы получить что-то особенное или узнать свою судьбу.
Ещё до ухода в монастырь Агата уговорила крестить девочку Аббата Беверли. Общение с Аббатом впоследствии сказалось на её решении отдать ребёнка на воспитание в чужие руки, а самой уйти в монастырь.
Около двух лет, когда её приемная мать оставила Урсулу одну, с ней произошла одна из первых историй. Мачеха, возвращаясь заприметила открытые двери и окна в доме и решила, что её ограбили. Она забежала к соседям, за помощью, опасаясь, что грабители ещё в доме, соседи подтвердили её опасения, сказав, что слышали жуткие крики со стороны её дома, наспех похватав оружие они все вместе направились к дому. Ворвавшись в дом, они обнаружили пустую люльку, а молодая Урсула сидела на металлическом шесте над печью, на который обычно вешают котелки. Девочка была голой и весело смеялась напуганным гостям.
Неизвестно, когда начались её пророческие видения, искала ли она сама своё ремесло, в попытке защититься от жесткого мира сплетен и суеверий, или же это ремесло нашло её.
В 1512 году Урсула вышла замуж за местного плотника Шиптона. Местные жители обвиняли её в применении приворотного зелья, но брак был удачным. Детей у них не было. А муж - Тоби был послушным хозяином, жили они без скандалов, и насколько известно он гордился её ремеслом. Хотя, попади в лапы ведьмы, может быть вы бы тоже были послушными, вежливыми, не приставали с интимом и всячески гордились её магическими силами.
Через несколько лет после брака, Тобиас Шиптон умер – оставив всё своё имущество молодой вдове.
К одним из самых ранних её предсказаний относится история о молодом дворянине. Он проезжал мимо, когда узнал, что в окрестностях живёт странная женщина, которая иногда говорит о будущем, и некоторые её пророчества сбываются. Молодому лорду были нужны деньги, и воспользовавшись случаем он пришел к Урсуле, чтобы спросить может ли она предсказать дату смерти его отца, чтобы он точнее мог договориться со своими кредиторами. Или как-то способствовать его смерти, ведь после похорон, он наконец сможет рассчитаться с долгами за счет наследства. Шиптон ничего ему не ответила, и он ушел ни с чем.
Сразу после возвращения от неё, молодой человек тяжело заболел. Тогда его отец отправился к ней, требуя, чтобы она вылечила его сына. На что она ответила ему примерно следующее:
«Те, кто хотят открыть чужую смерть – открывают свою,
А землю что он искал для похорон, он возьмет в своей могиле.»
Через несколько дней молодой человек умер. Эта история быстро обошла все пабы, заклеймив за вдовой Шиптон славу ведьмы и силу наказывать нечестивых именем дьявола.
Зарабатывала они изготовлением снадобий и гаданиями. Эффективность и точность с которой она занималась ремеслом постепенно вносили свою лепту в её легенду.
Со временем она стала знаменита благодаря своим предсказаниям и проклятиям на всю Англию. Однажды она публично усмехнулась над самим кардиналом Уолси, который хотел стать архиепископом всей Англии. Она сказала – «Дорогуша, ты увидишь Йорк, как ты того хочешь, но ноги твоей в нём не будет». Прослышав о таких предсказаниях в свой адрес, кардинал отправил к ведьме своих доверенных людей, чтобы угрозами сжечь её на костре – заставить отказаться от своих слов и отозвать проклятие.
Шиптон угрозы не впечатлили, а посланцам она добавила – «Что их кровью омоют тротуары Йорка, быстрее чем их хозяина повесят». Напуганные слуги не решились что-либо предпринять против неё и бежали в страхе.
В 1530 году кардинал отправился в Йорк, будучи уже в его окрестностях, он поднялся на одну из башен, чтобы усмехнуться несбывшемуся проклятью, но спускаясь обратно он встретил посланников Генриха 8го, прибывших судить его по обвинению в государственной измене. Кардинал был вынужден вернуться в Лондон, так и не добравшись до Йорка. А в результате последовавших арестов, трое его посланников были случайно убиты на улице, омыв Йорк своей кровью.
Матушка на протяжении всей своей жизни не любила ни церкви, ни священников и никогда их не посещала. Однажды когда кто-то её позвал посетить Церковь Святой троицы в Йорке, ведьма крикнула вслед – «Прежде чем мост Оуз и эта Церковь встретиться, они ночью умоются друг о друга, а затем самый высокий камень собора станет самым низким камнем моста, тогда я схожу к ней».
Вскоре после этого шпиль Церкви святой троицы обрушился во время шторма, наводнением размыло и мост Оуза неподалёку, а камни и того, и другого разнесло течением по всему берегу. Жители Йорка чтобы построить новый мост использовали их в качестве основания.
К её предсказаниям или проклятию относится даже великий пожар и последовавшая чума в Лондоне. Когда слухи о том, что Ведьма Шиптон говорит, что великий Лондон сгорит в адском огне дошли до знатных кругов, в известность была поставлена даже королевская семья. А на счёт её предсказания был собран совет, что в прочем не уберегло город ни от огня, ни от чумы.
Впоследствии было издано множество книг, проведены государственные расследования о деятельности этой женщины. Ей предписывают огромное число предсказаний, число и точность которых возводят её в число таких людей как Нострадамус или Ванга. Но этот образ, как и сама женщина не стали так популярны, ведь прежде всего Шиптон называли дочерью Дьявола, а её силы питались источниками тёмного колодца.
Так или иначе, многие гадалки стали использовать изображение Шиптон, её статуэтки и портреты позднее. В её честь было названо множество староанглийских пабов, многие из которых действуют до сих пор. А сама Урсула прочно вошла в староанглийский фольклор как Матушка Шиптон. Старая английская ведьма.
Урсула Шиптон умерла в 1561 году, в 73 года. Церковь отказалась хоронить её, и поэтому место положение могилы остаётся доподлинно неизвестным. Предположительно её похоронили недалеко от пещеры, где она провела детство и древнего колодца, который цел до сих пор.