На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Краски мира

18 386 подписчиков

Военный туризм: три реальные истории из горячих точек

«Моя Планета» спросила людей, что заставило их выбрать для отпуска не гамак на Мальдивах, а полыхающий в огне Дамаск и осажденный Триполи.

Формат военного, или «темного», туризма известен в мире давно, но чаще всего подразумевает посещение мест бывших военных действий или мест, связанных с массовой гибелью людей. Часто в понятие входит просто катание на танках, полеты на военных самолетах или посещение музеев огнестрельного оружия. Однако в последние несколько лет начало развиваться новое направление военного туризма — посещение горячих точек с целью наблюдения за войной или революционным движением.

Помощь в такого рода путешествиях оказывают специализированные турфирмы. Они предлагают на выбор разные направления, предоставляют охрану, безопасное место проживания и четкий план передвижений. Наиболее отчаянные отправляются туристами в зоны военных действий в одиночку, без помощи турфирм, и находят гидов уже по прилете.

Том Ли, Австралия, преподаватель

Ливия, сентябрь-октябрь 2011 года


Я поехал в Ливию в сентябре 2011 года и пробыл там до конца октября. На тот момент мне было 24 года. Я поехал туда, потому что меня волновали вопросы войны и насилия. В мирной Австралии мы узнаем о войнах из телевизора. Нам в этом плане, конечно, очень повезло. Но это также означает, что мы вообще не представляем, через что проходят люди в горячих точках. Я хотел сам увидеть и понять, что это значит как для военных, так и для простых местных жителей и беженцев — быть сопричастными или быть жертвами настоящего политического насилия.

Я долетел до Туниса, а оттуда поехал на автобусе на Восток и вдоль побережья Северной Африки. На границе с Ливией я подсел в автобус к группе иностранных журналистов, следующих до Триполи. В Триполи я познакомился с местными, и они разрешили остановиться жить у них. В то время война уже шла на протяжении больше полугода. Армия Каддафи на тот момент стояла в городах Бени-Валид, Сирт и Себха и не могла атаковать территории повстанцев.

Я поехал с группой повстанцев из города Мисрата в Сирт, где состоялась большая битва. Я скидывался с повстанцами на еду, за проживание они мне платить не разрешали. Общались мы с ними на английском. В Сирте я прибегал к необходимым мерам безопасности — не стоял в проходах слишком долго, не выходил первым за углы и из дверных проемов. Но броню я не носил — никто вокруг меня ее не носил, я бы чувствовал себя очень глупо, если бы был единственный в толпе в бронежилете.

Ливия показала мне, что такое чувство возбуждения от революции. Когда люди сопричастны к революционному движению — как они действуют и верят в свою идею. Я был шокирован тем, как на самом деле бессильны оказываются правительства, если большая группа граждан поворачивается против них. Но, с другой стороны, я невольно задаюсь вопросом — не слишком ли высокую цену страна заплатила? Было убито невероятное количество людей — стоили того все жертвы? После поездки в Ливию я стал еще больше ценить то, что живу в безопасной стране, где могу спокойно идти по улице, не боясь быть убитым в любой момент. Я посмотрел на войну. Этого было достаточно. Больше я подобное повторять не собираюсь.

Тошифуми Фуджимото, Япония, водитель

Сирия, весна 2011 года


Четыре с половиной года назад у меня был сложный период в жизни. Я только развелся с женой и был в подавленном состоянии. Мне нужна была какая-то встряска. Из разных источников я понимал, что в Сирии скоро начнется война, и решил полететь туда, чтобы стать свидетелем именно начала войны.

Я пробыл в Сирии две недели. Меня постоянно окружала опасность: вокруг шли перестрелки, рядом разрывались бомбы и умирали люди, но сам я оставался цел и невредим. Мне кажется, это просто судьба. Ведь я не носил никакой специальной защиты. Я в этом плане фаталист и после поездки еще более утвердился в своих убеждениях — чему быть, того не миновать.

До поездки я понимал, что такое война, но, попав непосредственно на территорию военных действий, осознал это всем своим существом. Тогда у меня возникло желание показать людям, особенно своим согражданам, ужасы войны. Я стал снимать и публиковать видео и фотографии в социальных сетях. За мое короткое пребывание в стране мои снимки успели разлететься по всему миру. Даже сирийцы уже знали, кто я и чем я занимаюсь. Поэтому относились ко мне вполне дружелюбно. В Японии люди живут спокойно, в безопасности, они знают о событиях в мире, но они от них далеко. Мне очень хотелось донести до них эту идею. Когда у меня будет возможность, я обязательно поеду снова в зону военного конфликта.

Дуайт Кроу, США, программист

Афганистан, июль 2015 года, Сирия, октябрь 2015 года


Я поехал в Афганистан, чтобы понять, как действительно выглядит военный конфликт, а еще чтобы увидеть результаты военного вторжения США в Афганистан. Я пробыл там почти четыре недели, с июля по август 2015 года. В октябре 2015 года по схожим причинам я ездил в Сирию, но лишь на пять дней.

В зависимости от региона в Афганистане была разная степень безопасности. В Кабуле было намного спокойней, чем, скажем, в Кандагаре на юге страны. Я проехал по северу и востоку страны и побывал в некоторых регионах на юге, где сосредоточены войска движений «Талибан» и «Даеш» (ИГИЛ). Во все время моей поездки я передвигался с местным гидом: он находил мне безопасные отели, даже один раз принял у себя дома, когда мне негде было ночевать. Кстати, афганцы — это один из самых гостеприимных народов. Они никогда не позволят вам заплатить, если вы их гость. Но если останавливаться в отелях, то путешествие будет очень затратное. Я слышал, что некоторые иностранцы пользуются системой каучсерфинга в Афганистане; зная теперь немного местный менталитет, мне не кажется это удивительным. С местными я общался исключительно на английском, хотя под конец поездки успел выучить несколько фраз на пушту.

Страна оказалась намного более децентрализованная и «нормальная», чем мы себе представляем. Скажем, помимо путешествий по нестабильным регионам я даже успел провести пару спокойных дней у бассейна. Основное, что я вынес из своего путешествия, — эту нацию не сломить, для афганцев гордость дороже жизни. Поэтому любые изменения в Афганистане будут проходить медленно и будут вызваны исключительно внутренними силами, но никак не внешними. Другой важный вывод — если вы живете в стране c мирной передачей власти и с коммерцией, не основанной на грабеже и коррупции, цените это. Раньше я воспринимал это как данность.

Картина дня

наверх